Станкостроительный холдинг «Механика»: задачи стоят судьбоносные

АО «Механика», администрация Владимирской области и научно-производственный комплекс «Алмаз» подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. Проект инновационный: создание производства по синтезу крупных кристаллов синтетических алмазов. «Механика» стремительно набирает экономический потенциал. Так и было задумано.
Это станкостроительный холдинг внутри госкорпорации «Ростех», который был создан в сентябре 2021 года. База была и до этого, её составляли станкоинструментальные активы корпорации — 14 предприятий в разных регионах России. Количество занятых — свыше 3 тысяч человек. В холдинг вошел флагманский производитель станочного оборудования ООО «СТАН», а также АО «Станкопром», объединяющий научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании, производственные предприятия. Именно этот мощный комплекс под патронажем «Механики» должен решить судьбоносную для отечественной промышленности задачу — в сжатые сроки поставить хромающее станкостроение на ход. Уверенный и эффективный, особенно в условиях обрушившихся на Россию драконовских экономических санкций.

Если рассуждать объективно, то альтернативы этому выбору не было. Ни по уровню сосредоточенных компетенций, ни по уровню практической вовлечённости в различные современные промышленные тренды — во многом благодаря зонтичной структуре «Ростеха». За последние десять лет правительство трижды принимало программы развития станкостроения в России. Главная из них — в прошлогоднем постановлении российского правительства номер 2869-р о том, что отечественное станкостроение должно стать динамичным, процветающим и реально конкурентноспособным на мировой арене на рубеже 2035 года. Ключевая цифра: объём производства станкоинструментальной продукции по сравнению с 2019 годом должен вырасти в 2,4 раза.

Однако детального анализа хода выполнения правительственных документов, принятых до 2021 года, до сих пор не проведено, их тезисы повторяются — просто потому, что они не выполнялись. Очевидно, что целевые параметры зачастую были размыты. И поэтому толковались по-разному. Это видно уже при первом прочтении. Взять хотя бы тему актуальной локализации. Ведь даже если локализовать 90% конкретного изделия, но не обеспечить локализацию стержневых комплектующих, то весь процесс пойдет насмарку. А проблемы с критическими комплектующими остаются, более того — они масштабно усилились после введения международных санкций.

Так что функция системного интегратора для ростеховской «Механики» в нынешних условиях — это не фигура речи, а каждодневная первоочередная миссия. Стоит задача перестроить отечественное станкостроение, найти такой вектор развития, чтобы через 15 лет ориентиры прошлогоднего правительственного постановления по станкостроению стали реальностью. Первые интервью гендиректора «Механики» Михаила Кийко обнадёживают. Он настаивает на том, чтобы к поискам такого вектора подключились научная элита, академические центры и проектные бюро, вовлечённые в темы машиностроения. Заключён долгосрочный договор о сотрудничестве с «МГТУ «Станкин». Лучшего системного эксперта в России нет.

Metstank.ru